Дом Тру

Официальный сайт писателя Андрея Трушкина

Добрые сказки Чудеса XXI века
При_КЛЮЧ_ения
ДетИ_ктивы
Путе_шествия
Ко_миксы
Р_аудио-ТЕАТР

1001 лик Дамаска

33°30′00″ с. ш. 36°18′00″ в. д.

Согласно древней красивой легенде, пророк Мухаммед никогда не был в Дамаске. Хотя и проезжал мимо. Но, увидев, чудесный город издали, он, якобы, молвил: «В рай можно войти лишь однажды». И повелел своим спутникам ехать дальше.

IMG050Ныне чудо-город, веками воспеваемый поэтами и путешественниками, найти трудно – он утонул в кривых и грязных улочках, спрятался за саманные и каменные заборы, высокие: от земли до неба, прилавки рынков. Он ушёл в свою частную жизнь, строго охраняемую резными дверками и крепкими засовами. Нет, не в Англии надо говорить: «мой дом – моя крепость», а в Дамаске! А может, этого чуда света и не было вовсе? Может быть великолепный Дамаск – всего лишь мечта? Это было бы неудивительно, ведь арабы – люди поэтичные. В пустыне быстро научишься радоваться любому деревцу и речке. Увидишь прекрасное в малом: в розово-сиреневой дымке восхода, в пыльной оливковой рощице и даже просто в расчищенной от камней дороге. Как бы то ни было – Дамаск был и остаётся одним из самых великих – в культурном отношении, одним из самых притягательных — в романтическом смысле, городов мира.

 

IMG022Старый город – раздолье для мальчишек. Здесь есть где вволю поиграть в местный аналог «казаков-разбойников», а то и подразнить туристов: крикнуть что-нибудь смешное, с хохотом убежать, чтобы, обогнув район боковыми улочками, снова оказаться в поле зрения, снова что-нибудь выкрикнуть и опять бежать прочь с колотящимся сердцем…

 

Если раньше о Москве говорили, что это – большая деревня, то Дамаск – безусловно – большой рынок. Ряды, улицы, кварталы заставлены прилавками самых разных мастей. И продаётся здесь всё что угодно, в какой угодно последовательности. Бок о бок вполне уживаются пряности, электромоторы, бараньи туши, стулья, сладости, кумганы, ткани, книги, сыр, косметика, трансформаторы…

 

IMG168Цены на рынке – отдельная песня, достойная великих исполнителей. Даже если вы видели ее, начертанной на бумажке и выставленной на витрину, не верьте своим глазам. Через полчаса она может быть совершенно другой. Кстати, не только большей (смайл). Часто продавец в лавке и сам точно не знает, что сколько стоит. В таком случае он стремглав улетает прочь – посоветоваться с более старшими товарищами. Более старшие товарищи внимательно разглядывают покупателя и называют сумму, сообразную стоимости его одежды, фотоаппарата…

 

Отдельная тема – цены в ресторане. В местных заведениях её вообще не принято обозначать: свои и так знают, что почём. А чужие… пусть платят сколько могут! Для среднего европейца, а тем паче американца, такая постановка вопроса недопустима. Поэтому в некоторых солидных харчевнях в меню напротив блюд циферки стоят. Но… свои, местные! Которые совсем не похожи на те, что мы со школьной скамьи считали «арабскими». Впрочем, даже если познать тайну начертания местных цифр, это вряд ли поможет при расчётах. Потому что даже если в меню цены на все блюда заканчиваются на «0», счёт могут принести с тройкой в конце…

«Сколько бы ты не обедал, заказывая одно и то же в одном и том же месте – счёт всегда получишь разный.» Дамасская мудрость.

И еще несколько мыслей о торговой стороне Дамаска:

Специи и пряности. Вот о чём, кроме освобождения Гроба Господня помнили крестоносцы, воевавшие тут не один десяток лет. Сундук пряностей, привезённый с Востока в Европу, мог обеспечить рыцаря средствами на много лет вперёд.

Река, протекающая между покупателем и продавцом – в Дамаске не преграда для совершения сделки. С одного на другой берег перебрасывают верёвки, по которым ездит корзинка. В одну сторону она везёт товар, в другую – деньги. Единственный минус – с продавцом приходится разговаривать на повышенных тонах – иначе он может не услышать просьбы.

 

IMG101Вода – это жизнь. Эту восточную истину в Сирии понимаешь не только в пустыне, но и в городе.

 

Гора Кисаюн – отдельная достопримечательность Дамаска. Отдельная – потому что отдельностоящая. Это – складка на местности, забравшись на которую путник увидит перед собой весь Дамаск, как на ладони. Сами жители города приезжают сюда по вечерам, чтобы в кругу семьи попить чаю, послушать как по древней столице перекатываются волны пения муэдзинов, как огонёк за огоньком вспыхивают в домах электролампочки. Не пройдёт после заката солнца и часа, как Дамаск преображается: он весь пульсирует разными цветами, словно шкатулка, украшенная драгоценностями без счёта.

Кстати:

Выучить арабский не сложно. Нужно лишь помнить, что по-арабски «кофе» — это «кахве», «чай» — это «шай», а «лимон» — «лимун».

 

 

IMG139Сирийцы – очень доброжелательные, предупредительные люди. Стоит туристу с картой в руках застыть в городе с недоумённым выражением лица, как к нему подойдёт местный житель и попытается помочь сориентироваться на местности. Часто, отчаявшись объяснить потерявшемуся бедолаге дорогу, сириец сажает его в свою машину и везёт до нужного места. И денег при этом не берёт – он же не такси!

 

 

 

 

 

 

IMG043Дети Дамаска – чрезвычайно ответственные товарищи. Они, все как один, помогают своим родителям в лавках и мастерских. Девочки вышивают, готовят сладости. Мальчики деловито стучат молоточками чеканщиков, что-то сверлят, пилят, а то и просто с метлой наперевес наводят порядок. Слоняться по городу без дела и что-то выпрашивать у туристов они считают ниже своего достоинства. А вот после работы дети не прочь побегать по старому городу, попытаться научиться у гостей нескольким новым иностранным словечкам или просто оказать услугу, указав на нужную мастерскую или забегаловку.

 

 

 

 

 

 

 

IMG207Дамаск бывает не только старый, но и новый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG161Серость домов с лихвой компенсируют яркие витрины.

 

 

 

 

 

 

IMG156Ткани – особая гордость Дамаска. Даже в дореволюционной России была очень популярна ткань дамаскин.

 

 

 

 

 

IMG171Знаменитые танцы суфийских «крутящихся дервишей» где угодно не увидишь. Места знать надо…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG135По выходным на окраине города открываются знаменитые арбузные базары. Известны они тем, что торгуют тут не килограммами, а машинами арбузов! Меньше, чем грузовик – купить нельзя. Но, подружившись с крестьянами, которые привезли плоды своего труда на продажу, можешь трескать бахчевые пока не лопнешь!

 

 

 

IMG181Когда в хозяйстве нет рефрижератора, охладить фрукты можно и таким образом.

 

 

 

 

 

IMG058Величественные римские арки и мусульманские минареты возвышаются над суетой мирской жизни не первую сотню лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG076Улочки старого города мало изменились со времён, описанных в «Тысяче и одной ночи».

 

 

 

 

 

IMG258Мечеть Омейядов – одна из великих мусульманских святынь. Согласно преданию, по одному из минаретов в день Страшного суда на землю должен спуститься Иисус Христос. А пока этот страшный день не наступил, мечеть полна паломниками, правоверными мусульманами, которые пришли сюда помолиться и… немного отдохнуть от суеты торговых улиц.

 

Фото и текст: Андрей Трушкин

 

 

 

 

 

Из дореволюционной энциклопедии Брокгауз и Евфрон:

IMG227Дамаск, город в Турции (ныне столица независимой Сирии – Прим. Андрей Трушкин)

(по-турецки и арабски Димишк-эш-Шам) — главный город турецкого вилайета Сирии, резиденция генерал-губернатора (вали) у подножия Антиливана, при реке Барада. Равнина, на которой лежит Дамаск, отличается роскошной растительностью (Если только сравнивать с пустыней Сахара. — Трушкин). Магомет, по преданию, назвал его четвёртым земным раем, а Юлиан – «глазом Востока». Город имеет около 7 км в окружности, обнесён стеною с 6 воротами, состоит из лабиринта узких, грязных и пыльных улиц со множеством бесхозных собак. Самая широкая, длинная и красивая улица — Тарик-эль-мостаким, на которой указывают дом, где жил апостол Павел; она ведёт к воротам Павла, древней постройке из громадных камней. Дома снаружи имеют невзрачный вид, внутри же нередко заключают убранные со вкусом комнаты, дворы, сады с бассейнами, фонтаны. Водопроводы города превосходны. Вне городских стен — цитадель, которую относят ко временам крестовых походов. Главная мечеть, Джами Омайядов, была построена первоначально императором Гераклием, как храм в честь Иоанна Крестителя. Здесь хранится экземпляр Корана халифа Османа. Из христиан больше всего православных (две церкви, пять школ; Дамаск — местопребывание антиохийского патриарха). Почти столько же греков-униатов, или мелхитов, которые имеют здесь патриapxa, 1 церковь и 2 школы; есть еще униаты-якобиты, несториане (халдеи), армяне, марониты и копты. Приготовление знаменитых дамасских клинков прекратилось с тех пор, как Тимур увёз в Самарканд оружейных мастеров. Со времени открытия Суэцкого канала торговля и благосостояние города сильно понизились: прежнее торговое значение Дамаска обусловливалось значительной транзитной торговлей с Месопотамией и Персией, которая теперь избрала более дешёвый и безопасный морской путь. Обрабатывающая промышленность сохранила ещё значение; замечательны шёлковые ткани, затканные золотом и серебром, шерстяные, хлопчатобумажные и полушёлковые ткани, разнообразные кожаные изделия, ювелирные, золотые, серебряные и медные работы и инкрустированная перламутром мебель; последняя составляет характерное изделие Дамаска. Значительны также мыловарение и клееварение. (Всё так и есть – по сию пору! -Трушкин). Предметы вывоза: продукты местной промышленности, хлопок, конопля, москательные товары, зерновой хлеб, мука, кожи, изюм, сушеные абрикосы и их косточки, маринованные фрукты. Раз в месяц приходит торговый караван из Алеппо, раз в год собирается караван в Мекку. Дамаск соединён шоссе с Бейрутом; он считается самым священным городом мусульман после Мекки и Медины и называется воротами Мекки, так как это единственный город на богомольческом пути.

IMG049Дамаск — один из древнейших городов в мире. Основание его приписывают Узу, правнуку Ноя; во времена Авраама он уже был значительным городом, а при Давиде — резиденцией небольшого самостоятельного государства… После битвы при Иссе Дамаск, вместе с Сирией, вошёл в состав монархии Александра Македонского; позже им владели Селевкиды. Во время войн Митридата с Помпеем им овладели римляне (64 до Р. X.), позволившие ему управляться собственными царями. В 633 г. по Р. Х. Дамаск, после двухмесячной осады, взят халифом Омаром. Во время крестовых походов Дамаск немало пострадал. Его осаждал в 1148 г. Людовик VII. В 1154 г. Дамаск взят Нуредином; по смерти его перешел (1174) к Саладину. В 1401 г. он был разрушен и сожжён Тимуром, но вследствие своего важного значения для торговли Востока снова отстроен. Затем им владели мамелюки до 1516 г., когда он был присоединен султаном Селимом I к Турецкой империи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.